(комментарий к статье о каменных стенах для журнала «Загородный ДОМ»)
Вопрос о прогнозной долговечности тех или иных материалов часто становится предметом «кухонных» споров. Современные «кухни» переехали на сетевые форумные площадки, но жанр, который можно определить как «разговор неспециалистов, основанный на эмпирических наблюдениях и поверхностном обзоре литературы» живет и всё более здравствует. Хочу в болтовню о долговечности внести несколько тезисов, которые позволят перевести беседу из области эмоционального спора в обмен аргументами.
Главный тезис – понятие «долговечность» не применимо к материалу. Можно говорить лишь о долговечности конструкций в зависимости от их состава и условий эксплуатации.
Пример: стены из полнотелого кирпича, за которыми находятся помещения общественных бань, разрушаются в условиях Петербургского климата лет за 20-30. Попытка же сделать такие стены из кирпича (того же в точности химического состава), но уже щелевого, пустотелого, обречена. Химический состав стены остался тем же: керамический черепок, кладочный раствор. Но в конструкции стены появляются замкнутые полости. В этих пустотах конденсируется пар, идущий из парной, конденсат образует водяные линзы. Замерзая, вода ломает перегородки. В результате стена из пустотелого кирпича с морозостокостью, пусть, F75, разрушается за 2-5 лет, а стена из полнотелого кирпича с морозостойкостью, пусть, F25, в тех же условиях эксплуатируется несколько десятилетий. Значит, дело не только в формальных характеристиках материала. И, значит, к прогнозированию долговечности следует подходить более вдумчиво.
Поговорим о газобетоне. Он – единственный из каменных материалов, в адрес которого раздаются панические упреки-предположения о низких возможных сроках службы. Корни паники лежат в том, что газобетон стал самым массовым стеновым материалом в России. Он объективно вытесняет с рынка другие каменные материалы. А представители вытесняемых вытесняемыми быть не хотят.
Автоклавный газобетон – минерал, основу которого составляют гидросиликаты кальция. Физическое его старение заключается в исчерпании ресурса морозостойкости. Химическое – в постепенной карбонизации силикатов (когда силикаты во влажной среде под действием углекислого газа превращаются в мел).
Морозостойкость газобетона, определяемая по утвержденным методикам, достаточно высока – высокая резервная пористоть позволяет вытесняться влаге из капилляров в поры, что сохраняет капилляры в целостности. Причем морозостойкость современного газобетона выше, чем выпускавшегося раньше. Во-первых, потому, что снижена средняя плотность при сохранении прочности. Снижение плотности – увеличение резервной пористости – увеличение жизнеспособности капилляров. Во-вторых, повышение интенсивности автоклавирования (на современных заводах всегда 12 атм, а на старых «советских» 8 атм) ведет к большей однородности образующихся кристаллогидратов.
Карбонизация. Этим зверем пугают неокрепших в своих предпочтениях дачников особенно интенсивно. Слово незнакомое, созвучное бунтарям-«карбонариям», поди пойми, чего от нее ждать.
Карбонизацию изучали в Советском Союзе (особенно интенсивно – в тогдашнем Свердловске), в современной России (главным образом в Воронеже). Основной вывод – низкоосновные гидросиликаты при карбонизации уменьшаются в объеме, в результате бетон, сделанный из них, растрескивается и теряет в прочности. Второй основной вывод – низкоосновные гидросиликаты суть спутник низкопрочных газобетонов, произведенных в автоклавах низкого давления. Это старые советские газобетоны (в основном панелей наружных стен). Время показало, что даже они за 40-50 лет эксплуатации снижают прочность лишь незначительно – на 5-20% в зависимости от ряда факторов.
Карбонизация активней протекает в теплом влажном климате, чем в сухом и морозном. Химической реакции нужна жидкая фаза и высокая собственная энергия компонентов. Поэтому в той же Германии или Польше (страны, в которых газобетон массово применяется с 1940-х гг.) проблемы от карбонизации (будь они реальными, а не кабинетно надуманными) могли бы наблюдаться с большей интенсивностью. Однако ни одной публикации по этим вопросам мы найти не смогли. Единственная рекомендация, выдаваемая европейскими производителями газобетона, — не использовать газобетон в открытом виде в облицовке вентшахт. Там, в теплой и влажной среде, какая-то мало-мальски значимая скорость карбонизации возможна. Мы тоже рекомендуем гильзовать вентканалы и дымоходы (вентканалы – ПВХ или стальными гильзами, дымоходы – нержавеющими).
В остальном в реальных условиях эксплуатации помнить что-то о карбонизации не надо.
Возвращаясь к прогнозной долговечности. Нет причин предполагать, что долговечность газобетонных наружных стен жилых зданий или дач будет ниже, чем каких-либо других каменных конструкций. Главное – в условиях эксплуатации не допускать переувлажнения конструкций. Для этого надо содержать крышу в исправности, отделочные материалы применять рекомендованные, под окнами делать отливы. Тогда прогнозная долговечность будет измеряться в поколениях жильцов, а не в годах.
Верстка статьи тут.
Весь номер журнала со статьей тут: http://issuu.com/zdspb/docs/zd200