(Для журнала «Загородный дом»)
Каменная кладка с момента своего возникновения стала наиболее пластичным способом оболочечного формообразования. До наших дней дошли глиняные с каменным армированием мечети Мали и «небоскребы» Йемена. В древнерусском каменном зодчестве использование плинфы для армирования формообразующего известково-песчаного раствора позволило создавать округлые в плане сводчатые со скошенными стенами церкви, зернохранилища и оборонительные сооружения.
Позже, когда к природному камню и керамическому кирпичу добавились другие виды стеновых камней и блоков, возможности каменной кладки расширились. Больше всего возможностей для архитектурного творчества привнес автоклавный газобетон в виде блоков. Высокая точность изготовления и малая плотность создали ряд новых возможностей.
Физические предпосылки новым возможностям:
— прочность кладки на тонкослойном растворе (клею) почти равна прочности самого блока [а для мелкоформатного кирпича на толстых растворных прослойках прочность кладки относительно прочности камня снижалась в 3-6 раз];
— плотность кладки снизилась в 4–5 раз (с 1800-2000 кг/куб.м до 400-500 кг/куб.м);
— обрабатываемость ручным инструментом выросла относительно природного камня и керамического кирпича в разы. Там, где раньше нужна была полноценная тёска, теперь достаточно легкой обработки ручной ножовкой и крупнозубой тёркой. Современный газобетон обрабатывается легче сосны.
В результате нагрузки от собственного веса кладки снизились, а прочность сохранилась на прежнем уровне. Это дало возможность перекрывать арками и многолучевыми сводами бОльшие пролеты, чем при кладке ракушечника или керамического кирпича на известковом растворе. Легкая распиловка и шлифовка вдохнули своей технологичностью новую жизнь в округлые каменные эркеры и разнорадиусные (эллиптические, например) своды. Возможности придания газобетонной кладке криволинейных форм практически безграничны и отличаются малой трудоемокостью.